Recent From Twitter


Parshin Gallery © All rights received 2024

Мастер-класс Мухадина Кишева

Мастер-класс Мухадина Кишева


Первый мастер-класс по графике, да к тому же от самого Мухадина Кишева – это событие, наверняка, запомнится всем любителям живописи нашего города. Да и как может быть иначе. Кишев сегодня – один из ярчайших российских художников страны. Правда, вот уже 14 лет он, выходец из Чегема (Кабардино-Балкария), проживает в Испании и нечасто бывает на Родине. Член-корреспондент Российской академии художеств, член Европейской академии художеств, обладатель в общей сложности около двадцати четырех  наград и званий, этот удивительный человек уже давно получил международное признание. Его полотна выставляются в музеях и галереях по всему миру, а на мастер-классы пытаются попасть даже уже состоявшиеся художники.

В Ставрополь Мухадин Кишев приехал на открытие в нашей галерее своей персональной выставки «Гимн красоте» (23 марта – 22 апреля 2012 года) и согласился дать мастер-класс по монотипии для всех желающих. Эту тему художник выбрал неслучайно. Мухадин Исмаилович в свое время разработал собственную, авторскую технику монитопии и провел более ста мастер-классов по всему миру, демонстрируя ее и некоторые другие художественные приемы. Что же представляет из себя эта техника?

Монотипия (в переводе с греческого – «один отпечаток») – это особая графическая техника создания художественных образов (оттисков). Правда, многие считают, что она занимает срединное положение между живописью и графикой, а потому предлагают ее называть графической живописью или живописной графикой.

Как свидетельствует название, монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск, сочетающий в себе элементы живописи и эстампа. После печати никаких доработок и дорисовок не делается.

Существует монотипия уже более трехсот лет (впервые эту технику применил итальянский художник Джованни Кастильоне), но широкое распространение она получила лишь с конца XIX века (среди наиболее известных мастеров можно назвать француза Эдгара Дега). Но вернемся к самой технике. При этом виде графики получают один оттиск на бумаге. В качестве поверхности, с которой будет делаться отпечаток, может использоваться бумага, пластик разной толщины, металлические пластины, фанера, холст, дерево, камень – все, что угодно. Мухадин Кишев на мастер-классе признался, что предпочитает работать со стеклом. Краски подходят любые, и наносить их можно не только кистями, но и пальцами, мастихином, различными шпателями, валиками. Кстати, для лучшей печати, по словам художника, лучше перед тем, как приступать к рисунку, смазать стекло (или картон – смотря, какую поверхность вы выбрали) подсолнечным маслом.  Как только изображение готово, стекла кладут на оффортный станок, сверху помещают лист бумаги и, накрывают фетром, прижимают его к поверхности (прогоняют под прессом). В итоге на бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые ни один художник не сможет повторить. Результат непредсказуем. Образ носит случайный характер.

Данная техника таит в себе необычайно богатые возможности, но она довольно трудоемка, требует большого количества материалов и терпения. Порой, из множества оттисков выбираются лишь немного, остальные забраковываются самим мастером.

Мухадин Кушев на мастер-классе предупредил молодых художников, что монотипия многих подкупает своей простотой, но эта простота обманчива. Для создания хороших работ требуется опыт и знания. Со своей стороны Кишев постарался поделиться с собравшимися своими маленькими хитростями и секретами. Кстати, на мастер-классе, который длился почти пять часов, прозвучало также немало ценных советов, не касающихся монотипии. Так, Мухадин Исмаилович посоветовал молодых художникам не пытаться копировать реальность («избегать раскрашенных фотографий). А еще он рассказал собравшимся о своих заповедях, которых придерживается много лет: не тратить время на политику, не завидовать, радоваться чужим успехам, не пить и не курить, заниматься спортом и страстно хотеть работать, не преследуя корыстных целей.